Фьюзинг. Фьюзинговые картины. Декорирование стен фьюзингом

ФьюзингСтекло это одним из самых распространенных материалов для декора помещений. Существует огромное количество техник, позволяющих создать высокохудожественные изделия из стекла, которые становятся изюминкой интерьера и дарят высочайшее эстетическое наслаждение. Одной из таких техник, имеющей древние корни, но получившей широкое применение сравнительно недавно, является фьюзинг.

 

В основе технологии фьюзинга (Fusing, от англ. Fuse — «спекание, плавка») лежит свойство стекла под воздействием высоких температур размягчаться, плавиться и даже переходить в жидкое состояние, таким образом, кусочки цветного стекла вплавляются в стеклянный лист-основу, становясь с ним одним целым и образуя рисунок. Началом популяризации фьюзинга  в современном мире заслужено считается 1990 год, когда в Германии были изготовлены первые витражи с применением этой технологии. А вот первые образцы многоцветных композиций, полученных из «спеченных» кусочков стекла изготавливали мастера Древнего Египта и датируются они1 в. до н.э - 1 в. н.э.

 

Изначально при помощи фьюзинга создавались невероятно красивые витражи, в которых отсутствует металлическое соединение между частями и которые, по сути, являются цельным стеклом. Но в современном декоративном искусстве огромной популярностью, помимо витражей, пользуются изготовленные при помощи технологии фьюзинга изысканные изделия и композиции из стекла, такие как фьюзинговые картины, скульптуры, светильники, чаши и многое другое.

 

Художественное стекло, получаемое в результате фьюзинга, обладает уникальной фактурой, оно может быть плоским или рельефным, может иметь невероятно богатую цветовую гамму, при этом стекло не подвержено старению и в процессе эксплуатации не теряет краски.

 

Фьюзинговые витражи пользуются большим спросом в декоре помещений, ведь это невероятно красивые картины, которые завораживают своей многослойностью, ажурностью графики, чистотой и яркостью красок. Благодаря тому, что поверхность фьюзинговой картины может быть выпуклой, объемной или практически плоской, изображение приобретает глубину, иллюзию перспективы, легкость и прозрачность контуров. К тому же, в отличие от обычных витражей, фьюзинговые картины не требуют особого ухода, между элементами рисунка нет швов и зазоров, поэтому их легко очищать от пыли и грязи с применением воды.

 

Для изготовления художественного стекла и изделий из него при помощи технологии фьюзинга необходимо наличие специальной печи и качественного стекла. Сам процесс кажется достаточно простым, кусочки цветного стекла раскладываются на стеклянный лист в виде желаемого рисунка  и помещаются в печь. Но на практике все намного сложнее и глубже. Если эскиз рисунка может создать художник или даже сам заказчик, то мастер должен обладать достаточным багажом знаний и опыта, чтобы достичь желаемого результата.

 

Начинается все с подбора стекла. Дело в том, что разные стекла имеют разные коэффициенты температурного расширения и очень важно правильно подобрать их друг к другу, что очень тяжело сделать без определенных знаний в этой области. Кроме того, необходимо учитывать стойкость цвета и отсутствие помутнения стекла под воздействием температур.

 

Технический процесс фьюзинга состоит из пяти основных этапов и огромного количества особенностей и нюансов, знание которых необходимо для получения высокого качества изделия.

 

Первая стадия – нагревание. Происходит нагрев стекла от комнатной температуры до 650-9200С. В зависимости от степени нагрева происходят изменения состояния стекла. Сначала стекло размягчается, становиться яркого, желто-красного цвета. Постепенно соприкасающиеся края стекол прилипают друг к другу, это начало процесса провисания. При достижении температуры 8000С, происходит сплавление стекол, то есть, собственно, фьюзинг.

 

Вторая стадия – томление или выдержка. Для того чтобы фрагмент фьюзинга стал максимально гладким и плоским, его необходимо выдержать некоторое время при определенной температуре.

 

Третья стадия – быстрое охлаждение. На этом этапе, стекло, которое уже приобрело желаемую форму, быстро охлаждают до температуры отжига, для чего чаще всего просто открывают крышку печи, выпуская горячий воздух. Очень важно не переохладить стекло, его цвет должен оставаться красным, появление натуральной расцветки приведет к последующему почернению. Но, в то же время, если стекло слишком долго выдерживать при температуре 750 - 580 градусов, то возможно появление «пенной» поверхности – девитрификации, устранить такой дефект практически невозможно.

 

Четвертая стадия – отжиг. Фаза отжига происходит при температуре 580 градусов, стекло приобретает свой натуральный цвет. На этом этапе снимается напряжение на стекле, от того насколько удачно прошел этот процесс, зависит прочность фьюзингового изделия.

 

Пятая стадия – охлаждение. Как правило, на этом этапе готовое фьюзингове изделие естественным путем остывает до комнатной температуры. Но контроль нужен и тут, слишком быстрое остывание может привести к расколу стекла.

 

Знание технологии фьюзинга это лишь часть той информации, которая нужна для создания шедевров из художественного стекла. Мастера, стремясь достичь идеального изображения и уникальных эффектов, разработали ряд техник фьюзинга, и каждая из них имеет свои особенности и хитрости. Можно условно выделить две самых основных техники: техника плоскостного спекания и техника фьюзинг-формата.

 

Техника плоскостного спекания применяется для создания витражей, плоских картин и тому подобного. Заключается она в том, что на стеклянный лист-подложку накладывают цветные кусочки стекла, которые составляют изображение и помещают в печь для сплавления. При условии соблюдения всех нюансов технологии фьюзинга в результате получается монолитное художественное стекло.

 

Техника фьюзинг-формата применяется для создания объемных, вплоть до 3D-композиций.

 

Эту технику используют для получения фигурных изделий их художественного стекла, для чего уже готовое и остывшее стекло вновь разогревают до размягчения и помещают в заготовленную форму. Таким образом, получают чаши, абажуры и другие, сувенирные и декоративные изделия из фьюзингового стекла.

 

Изготовление художественного стекла методом фьюзинга это кропотливый и долгий процесс, чаще всего от помещения заготовки в печь до получения готового изделия проходит 15 – 18 часов, что вполне компенсируется его красотой и оригинальностью. Декорирование фьюзингом очень часто выбирают неординарные люди, желающие иметь эксклюзивные вещи, уникальные и неповторимые. Изготовление двух одинаковых изделий методом фьюзинга, даже при условии использования одного эскиза, просто не возможно.

 

Поэтому популярность фьюзинговых картин в декоре неустанно растет, при этом очень часто используют не только витражи, но и отдельные изделия из фьюзингового стекла. Например, необычно, оригинально и свежо выглядит декорирование стен фьюзингом, придаст изюминку интерьеру фьюзинг на зеркальных и стеклянных поверхностях. Посуда, часы, статуэтки все эти изделия из художественного стекла, полученного методом фьюзинга, станут изюминкой интерьера и лучшим подарком для друзей, коллег или начальника.